Органы прокуратуры Российской Федерации на постоянной основе осуществляют проверки соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами требований законодательства о противодействии коррупции.

Прокуратурой Краснотуранского района в 2014 году проведены проверки во всем муниципальных образованиях района, в ходе которых выявлено 80 нарушений федерального законодательства. Руководителям органов местного самоуправления и организаций внесено 13 представлений об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения представлений прокурора к дисциплинарной ответственности привлечено 20 должностных лиц. По постановлениям прокурора к административной ответственности  за нарушения антикоррупционного законодательства привлечено 10 должностных лиц.

Одним из приоритетных направлений прокурорского надзора в указанной сфере является проведение сотрудниками прокуратуры антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов на предмет выявления в них «коррупциогенных норм», которые в случае их применения позволят нечистым на руку чиновникам «на законных основаниях» злоупотреблять своим служебным положением.

По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в 2014 году прокуратурой района опротестовано 14 муниципальных нормативных правовых актов, содержащие коррупциогенные нормы. Протесты прокурора рассмотрены и удовлетворены.

Также, сотрудниками прокуратуры района на предмет наличия коррупциогенных норм в 2014 году изучено 214 проектов муниципальных нормативных правовых актов, в 4-х проектах муниципальных НПА выявлены коррупциогенные нормы. В органы местного самоуправления направлено 4 информации об исключении из проектов коррупциогенных норм, которые рассмотрены, замечания прокурора учтены, в проекты внесены необходимые изменения.

Так, прокуратурой района изучен проект постановления администрации Краснотуранского района «Об утверждении порядка и условия предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого предпринимательства на возмещение части расходов, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности, перечень подлежащих субсидированию затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с приобретением и созданием основных   средств и началом предпринимательской деятельности, категории физических лиц – учредителей  юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, относящихся к приоритетной целевой группе» (далее Порядок).

Согласно п. 1.2 Порядка вновь созданный субъект малого предпринимательства является субъект малого предпринимательства, зарегистрированный на территории Красноярского края и осуществляющий свою деятельность на территории Краснотуранского района, с даты регистрации которого до момента обращения за муниципальной поддержкой прошло не более 1 года.

В пункте 3.1 Порядка предусмотрено, ограничение в части того, что субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным не менее чем за три месяца и не более чем за 12 месяцев до момента обращения за муниципальной поддержкой.

В соответствии ст. 11 Федерального закона от  24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:  формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

В нарушении ст. 11, п. 1.2 и п. 3.1 Порядка вступили в противоречие, в части ограничения в предоставлении муниципальной поддержки  субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным не менее чем за три месяца.

В соответствии с п. 3 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации

от 26 февраля 2010 г. № 96 коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

в) выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Установление ограничений для предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства зарегистрированным в установленном порядке до 3 месяцев, является недопустимым, в связи с этим не соответствуют п.п. «в» п.3 Методики.

Замечания прокурора на проект НПА учтены органом местного самоуправления, в проект внесены необходимые изменения.

При изучении постановления главы Кортузского сельского совета «Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Кортузского сельского совета» № 23-п от 03.07.2009 регламентировано использование средств резервного фонда Кортузского сельсовета.

Согласно пункту 4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда средства резервного фонда администрации сельсовета расходуются на финансирование различных мероприятий, в том числе: поддержки общественных организаций и объединений; проведения мероприятий местного значения; проведение встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам местного значения; выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам; других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органа местного самоуправления.

Приведенная норма «Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Кортузского сельского совета», является незаконной, так как в соответствии с ч.4 ст.81 Бюджетного кодекса РФ N 145-ФЗ от 31.07.1998 средства резервных фондов исполнительных органов местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Таким образом, согласно бюджетному законодательству финансирование поддержки общественных организаций и объединений; проведения мероприятий местного значения; проведение встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам местного значения; выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам; других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органа местного самоуправления, не является непредвиденными расходами, так как не соответствует критерию «непредвиденные расходы», финансирование указанных мероприятий может быть предусмотрено в сметах расходов местной администрации и бюджетных учреждений на текущий финансовый год.

Кроме этого, предусмотренные указанным пунктом случаи – финансирование «других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления» — является коррупциогенной нормой, так как в нарушение пунктов 4, 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Положении не конкретизируются обозначение термина «другие мероприятия и расходы», что устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а именно: широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения (подпункт «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Аналогичные нарушения были выявлены при изучении положений о расходовании средств резервных фондов Саянского, Восточенского, Краснотуранского, Новосыдинского, Беллыкского и Тубинского сельсоветов Краснотуранского района.

На указанные нормативные правовые акты прокуратурой района принесены протесты, которые рассмотрены и удовлетворены, из НПА исключены коррупциогенные нормы.

В 2014 году прокуратурой района в следственные органы направлен 1 материал общенадзорной проверки по факту незаконного получения бюджетных средств с использованием служебного положения должностным лицом органа местного самоуправления для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.  Так. при проведении проверки прокуратурой района установлено, что главный бухгалтер Красноярского государственного бюджетного образовательного учреждения НПО «Профессиональное училище  № 76» в период с января 2010 года по июнь 2011 года, находясь на рабочем месте и имея корыстный умысел на получение денежных средств в виде субсидий краевого бюджета на возмещение затрат на коммунальные услуги, лично изготовила подложные справки о полученной ею заработной плате в КГБОУ НПО «ПУ-76», указав заведомо недостоверные сведения о размере своей заработной платы, то есть умышленно занизила размер заработной платы. Данные справки с недостоверными сведениями о ее зарплате, в числе других документов главный бухгалтер ПУ № 76 представила в Управление социальной защиты населения Краснотуранского района и в выше указанный период  получила право на получение жилищной субсидии в сумме 29941, 69 руб.  Денежные средства субсидии главный бухгалтер ПУ № 76 получила в период с 15.01.2010 по 30.06.2010 и использовала по своему усмотрению.

По материалам прокурорской проверки Краснотуранским МСО ГСУ СК РФ по краю в отношении должностного лица — главного бухгалтера ПУ № 76, было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ —  мошенничество при получении субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем предоставления заведомо ложных сведений, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Уголовное дело рассмотрено Краснотуранским районным судом. В связи с тем, что обвиняемая добровольно в полном объеме погасила ущерб, причиненный бюджету, постановлением суда уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям, по ст. 25 УПК РФ.

В 2014 году прокуратурой района также проведена проверка деятельности органов местного самоуправления района в части соблюдения требований законодательства о государственной и  муниципальной службе. В ходе проверки отмечено существенное снижение по сравнению с 2013 годом количества допущенных нарушений требований законодательства о муниципальной службе в части достоверности предоставления муниципальными служащими работодателю сведений об имущественном положении. После проведения прокурорской проверки в 2013 году, когда были выявлены многочисленные нарушения, допускаемые муниципальными служащими при предоставлении сведений о доходах (в 2013 году к дисциплинарной ответственности по представлениям прокурора было привлечено 44 должностных лица), кадровыми службами муниципальных образований приняты необходимые меры к разъяснению всем муниципальным служащим предъявляемых требований при заполнении справок о доходах.

В результате принятых мер, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в 2014 году, выявлено всего 5 нарушений, допущенный муниципальными служащим при предоставлении сведений об имущественном положении за 2013 год. По результатам проверки руководителям органов местного самоуправления внесено 4 представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которые рассмотрены, к дисциплинарной ответственности привлечено 5 муниципальных служащих.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения антикоррупционного законодательства. Так, в нарушение требований ст. 15 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации», обязывающего муниципальных служащих ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, муниципальные служащие органов местного самоуправления представили работодателю недостоверные сведения о своих доходах и имущественном положении, а именно: не представили достоверные сведения о доходах, полученных в 2013 году от реализации недвижимого имущества и из других источников;  не указали достоверные сведения о наличии в их собственности недвижимого имущества;  не сообщили основания пользования недвижимым имуществом.

В 2014 году прокуратурой района также установлено, что в ряде муниципальных образований не приняты необходимые муниципальные нормативные акты, регламентирующие вопросы противодействия коррупции. Установлено, что в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее ФЗ № 273-ФЗ) органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Согласно п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся: осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Согласно ст. 5 Закона Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3610 «О противодействии коррупции в Красноярском крае» органы местного самоуправления поселений вправе принимать целевые программы по профилактике и противодействии коррупции, проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов и их проектов, проводить антикоррупционный мониторинг, участвовать в формировании в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, организовывать информирование граждан о фактах коррупции и о мероприятиях по противодействию коррупции, создавать совещательные органы по противодействию коррупции.

Прокуратурой района установлено, что в связи с отсутствием в ряде муниципальных образований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение выше указанных полномочий, в поселениях фактически не были созданы  условия, обеспечивающие снижение уровня  коррупции в органах местного самоуправления и затрудняющих возможность коррупционного поведения муниципальных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления. Указанные нарушения выявлены в Беллыкском, Краснотуранском, Новосыдинском, Кортузском, Тубинском, Саянском и Салбинском сельсоветах. По результатам проверки в адрес глав сельсоветов внесено 8 представлений об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которые рассмотрены и удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица, в прокуратуру района разработаны и представлены проекты НПА, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции.

Прокуратурой района на постоянной основе проводятся проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства при проведении конкурсных процедур при заключении муниципальных контрактов на закупку товаров, услуг и выполнение работ для муниципальных нужд. В 2014 году по постановлениям прокурора к административной ответственности за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд привлечено 10 должностных лиц.

Так, в установлено, что в 2013 году муниципальным заказчиком – МКДОУ «Лебяженский детский сад» в лице заведующей детского сада, заключен гражданско-правовой договор на проведение капитального ремонта здания муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Лебяженского детского сада «Тополек». Гражданско-правовой договор был заключен с Муниципальным унитарным предприятием «Краснотуранское районное многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства», без проведения процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на общую сумму 3 241 761 руб. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что оснований для заключения договора с единственным поставщиком не имелось.

По постановлению прокурора заведующая МКДОУ Лебяженский детский сад была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 50 тыс. рублей.

Аналогичное нарушение выявлено в действиях руководителей МБДОУ

«Восточенский детский сад»  и заведующего МБОУ «Лебяженская СОШ» По постановлению прокурора руководители указанных учреждений также были привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ и им назначено наказание в виде штрафа в сумме 50 тыс. рублей.

Прокурор Краснотуранского района

советник юстиции Ю.Г. Кайнов