Нарушение законодательства о государственных заказах

Нарушение законодательства о государственных заказах Прокуратурой района в декабре 2012 года проведена проверка исполнения законодательства о государственных и муниципальных заказах в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Краснотуранская средняя школа». В ходе проверки установлено, что муниципальным заказчиком – МБОУ «Краснотуранская СОШ» в лице директора школы 08.06.2012 был заключен гражданско-правовой договор на проведение капитального ремонта здания МБОУ «Краснотуранская СОШ», находящегося в аварийном состоянии. Гражданско-правовой договор от 08.06.2012 заключен с Муниципальным унитарным предприятием «Краснотуранское районное многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства», без проведения процедуры торгов, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», на общую сумму 22 661 730 руб. Предметом договора является проведение капитального ремонта здания МБОУ «Краснотуранская СОШ», находящегося в аварийном состоянии. Согласно ч. 2 ст.10 Закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. во всех случаях размещения заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом. В соответствии с ч.3 ст.10 Закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона. Согласно ст. 5 Закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме. При этом, частью 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. определен исчерпывающий перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Так, согласно п. 6 ч. 2 ст.55 Закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. Понятие непреодолимой силы определено в п.3 ст.401 части первой ГК РФ, согласно которому, законодатель к ним отнес наличие обстоятельств чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях. Такое обстоятельство характеризуется непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб. К таким обстоятельствам относится ликвидация аварий, например порывы батареи или канализации (разъяснения Министерства экономического развития и торговли РФ № мД05-4029 от 12.08.2009 г.). Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что оснований для заключения договора с единственным поставщиком не имелось. Так, согласно проектной документации – Техническому заключению обследования и оценки технического состояния строительных конструкций на объекте «МОУ Краснотуранская средняя общеобразовательная школа», с. Краснотуранск, ул. Советская, 20 (М10/10-ОР), утвержденному генеральным директором ООО «СибПроектРеконструкция» в 2011 году, в целом техническое состояние здания работоспособное. При проведении капитального ремонта требуется устранение дефектов указанных в ведомости дефектов, прилагаемой к проектной документации: осуществить ремонт шатровой кровли, системы водоснабжения, отопления, вентиляции, электроснабжения, а также заменить окна, двери и полы в здании школы. Копий актов обследования аварии или копий документов, подтверждающих основание заключения договора на проведение капитального ремонта здания МБОУ «Краснотуранская СОШ» с единственным поставщиком (то есть нахождение здания в аварийном состоянии), в образовательном учреждении не имелось, кроме указания в акте об аварийности здания №1 от 20.04.2012 г. ООО «СибПроектРеконструкция» о том, что «техническое состояние шатровой кровли аварийное и требует немедленного выполнения работ по ее капитальному ремонту и усилению ближайшие 1-2 месяца теплого периода». Таким образом, сведения изложенные в акте, не отвечают требованиям непредсказуемости или неопределенности во времени наступления и неоднозначности последствий, так как в акте указан срок по проведению работ – 1-2 месяца теплого периода 2012 года. Кроме этого, договор от 08.06.2012 г. был заключен на проведение капитального ремонта всего здания школы, а не кровли здания школы. Вместе с тем Верховный Суд РФ в обзоре судебной практики за I квартал 2010 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г.) разъяснил, что при решении вопроса о возможности освобождения от административной ответственности лица, уполномоченного на размещение заказа, на основании ст. 2.7 КоАП РФ в случае, если данное лицо ссылается на то, что допустило нарушение законодательства в указанной сфере в целях предотвращения обстоятельств, которые могли повлечь наступление какой-либо ситуации, угрожавшей личности, правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, необходимо учитывать, что на лицах, уполномоченных на размещение государственного заказа, в силу их служебного положения лежит обязанность по своевременному размещению такого заказа в целях недопущения ситуаций, которые могут повлечь причинение вреда. В случае, если будет установлено, что причиной возможности наступления указанных ситуаций является предыдущее бездействие уполномоченных лиц, выразившееся в не размещении государственного заказа, например, в срок, установленный графиком для выполнения работ по профилактике, ремонту, замене и необходимому плановому обслуживанию оборудования, зданий, строений и т.п., то положения ст. 2.7 КоАП РФ об освобождении этих лиц от административной ответственности применены быть не могут, в связи с чем, они подлежат привлечению к административной ответственности на основании ст. 7.29 КоАП РФ. Таким образом, необходимость выполнения работ по капитальному ремонту здания МБОУ «Краснотуранская СОШ» не может рассматриваться в качестве ликвидации последствий непреодолимой силы, поскольку не обладает признаками исключительности и объективной непредотвратимости, данная ситуация вызвана бездействием должностного лица, выразившееся в несвоевременном размещении муниципального заказа на выполнение работ по капитальному ремонту. Наступление обстоятельств (износ кровли, несущих стен здания и отмостки здания МБОУ «Краснотуранская СОШ») повлекшее аварийное состояние здания, возможно было предвидеть заранее исходя из проектной документации от 2011 г. Однако, в нарушение требований законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, директором образовательного учреждения 08.06.2012, без проведения обязательной процедуры торгов, был заключен договор на проведение капитального ремонта здания школы с единственным поставщиком – Муниципальным унитарным предприятием «Краснотуранское РМПП ЖКХ». По результатам проверки прокурором района в отношении руководителя учреждения возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст.7.29 КоАП РФ — принятие должностным лицом муниципального заказчика решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Дело об административном правонарушении рассмотрено, руководителю образовательного учреждения назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей. Прокурор района младший советник юстиции Ю.Г. Кайнов

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий