Определение понятия «коррупция» многогранно, но зачастую на бытовом уровне сводится к получению чиновником взятки.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» термин «коррупция» имеет более широкое толкование — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Коррупция как социальное явление фактически существует с момента образования государства как формы политического и социального устройства общества, то есть с момента возникновения чиновничества.

Термин «коррупция» происходит от латинских выражений «orrumpere» (растлевать) и «corruptio» (подкуп, порча), что ярко отражает саму суть данного социального явления, а именно: использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным устоям общества.

Опасность коррупции, прежде всего в том, что чиновник, должностное лицо, которому обществом делегированы властные полномочия для реализации общественных интересов, интересов государства, использует данные ему обществом полномочия в личных целях (в том числе для собственного обогащения), в результате чего страдают интересы всего общества, подрывается доверие граждан к государственному устройству.

Государственный и муниципальный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях, и возникает коррупция.

Поэтому, для любого демократического государства, поставившего целью соблюдение прав человека и гражданина, борьба с коррупцией является приоритетной задачей, так как фактически — это борьба за интересы всего общества, всех граждан.

9 декабря 2003 года в Мексике открылась всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции, которая была также ратифицирована Российской Федерацией 08 марта 2006 года. Конвенция обязывала подписавшие ее государства (140 стран) объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.

В России основные принципы борьбы с коррупцией были установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетного применения мер по предупреждению коррупции; сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В Российской Федерации в целях реализации основных принципов борьбы с коррупцией принят ряд законов, призванных максимально ограничить возможность коррупционных проявлений.

Одним из таких антикоррупционных законов является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым установлены жесткие требования, регламентирующие периодичность и основания проведение проверок контролирующими и надзорными органами. В связи с принятием указанного федерального закона органам прокуратуры предоставлены полномочия по рассмотрению проектов ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля, обобщению указанных планов и направлению их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, который в дальнейшем размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. После размещения плана ежегодных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведение внеплановых проверок органами контроля (надзора) возможно лишь в случаях, прямо оговоренных в законе, после предварительного согласования с органами прокуратуры.

17.07.2009 принят Федеральный закон № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым на органы, организации и их должностных лиц возложена обязанность по обязательному проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в порядке, установленном законом, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010.

В указанной Методике определено, какие факторы могут иметь коррупционную составляющую, при включении их в текст нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан.

К таким коррупционным факторам в частности относятся:

а) широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага).

Также, к коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, Методикой отнесены:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность — употребление не устоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Законодательное определение понятия «коррупциогенной нормы» в законе позволяет своевременно исключать из нормативных правовых актов и их проектов нормы, которые в случае их применения позволят нечистым на руку чиновникам «на законных основаниях» злоупотреблять своим служебным положением.

В связи с введением процедуры антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, на органы прокуратуры статьей 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» также возложены полномочия по проведению в порядке надзора антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Это одни из немногих федеральных законов, регламентирующих вопросы борьбы с коррупцией. В большинстве федеральных законов России, касающихся вопросов регламентации деятельности государственных и муниципальных служащих, бюджетных полномочий органов власти, распоряжения государственным и муниципальным имуществом, включены антикоррупционные нормы.

Органы прокуратуры Российской Федерации в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Прокуратурой Краснотуранского района в 2014 году на постоянной основе проводились проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которых выявлено 80 нарушений федерального законодательства. Руководителям органов местного самоуправления и организаций внесено 13 представлений об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения представлений прокурора к дисциплинарной ответственности привлечено 20 должностных лиц. По постановлениям прокурора к административной ответственности  за нарушения антикоррупционного законодательства привлечено 10 должностных лиц.

По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов принесено 14 протестов на незаконные нормативные правовые акты, содержащие коррупциогенные нормы, которые рассмотрены и удовлетворены.

Сотрудниками прокуратуры района на предмет наличия коррупциогенных норм изучено 214 проектов муниципальных нормативных правовых актов, в 4-х проектах муниципальных НПА выявлены коррупциогенные нормы. В органы местного самоуправления направлено 4 информации об исключении из проектов коррупциогенных норм, которые рассмотрены, замечания прокурора учтены, в проекты внесены необходимые изменения.

В 2014 году прокуратурой района в следственные органы направлен 1 материал общенадзорной проверки по факту незаконного получения бюджетных средств с использованием служебного положения должностным лицом органа местного самоуправления для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Проведена проверка деятельности органов местного самоуправления района в части соблюдения требований законодательства о государственной и  муниципальной службе. В ходе проверки отмечено существенное снижение по сравнению с 2013 годом количества допущенных нарушений требований законодательства о муниципальной службе в части достоверности предоставления муниципальными служащими работодателю сведений об имущественном положении. После проведения прокурорской проверки в 2013 году, когда были выявлены многочисленные нарушения, допускаемые муниципальными служащими при предоставлении сведений о доходах (в 2013 году к дисциплинарной ответственности по представлениям прокурора было привлечено 44 должностных лица), кадровыми службами муниципальных образований приняты необходимые меры к разъяснению всем муниципальным служащим предъявляемых требований при заполнении справок о доходах.

В результате принятых мер, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в 2014 году, выявлено всего 5 нарушений, допущенный муниципальными служащим при предоставлении сведений об имущественном положении за 2013 год. По результатам проверки руководителям органов местного самоуправления внесено 4 представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которые рассмотрены, к дисциплинарной ответственности привлечено 5 муниципальных служащих.

В ходе проверки, проведенной в 2014 году, также установлено, что в ряде муниципальных образований не приняты необходимые муниципальные нормативные акты, регламентирующие вопросы противодействия коррупции.

Установлено, что в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее ФЗ № 273-ФЗ) органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Согласно п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся: осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В связи с чем, органы местного самоуправления поселений вправе принимать целевые программы по профилактике и противодействии коррупции, проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов и их проектов, проводить антикоррупционный мониторинг, участвовать в формировании в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, организовывать информирование граждан о фактах коррупции и о мероприятиях по противодействию коррупции, создавать совещательные органы по противодействию коррупции, указанное закреплено в ст. 5 Закона Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3610 «О противодействии коррупции в Красноярском крае» (далее Закон края № 8-3610).

В ходе анализа изученных прокуратурой района нормативных правовых актов по противодействию коррупции, принятых в поселениях Краснотуранского района, установлено, что до настоящего момента правовая основа реализации антикоррупционных мер в полном объеме не создана, целевая программы (планы) по профилактике и противодействию коррупции отсутствуют. Так, в администрациях 7-ми сельсоветов не были приняты необходимые нормативные акты: порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, порядок представления муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, порядок проведения проверок полноты и достоверности сведете о доходах муниципальных служащих, перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о расходах, порядок проведения проверок полноты и достоверности сведений о расходах муниципальных служащих, порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных руководителями муниципальных учреждений, в сети Интернет, а также порядок проведения проверок полноты и достоверности сведений о доходах руководителей муниципальных учреждений в сфере противодействия коррупции.

В связи с этим не созданы  условия, обеспечивающие снижение уровня  коррупции в органах местного самоуправления и затрудняющих возможность коррупционного поведения муниципальных служащих и должностных лиц, органов местного самоуправления.

По результатам проверки в адрес глав сельсоветов внесено 8 представлений об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которые рассмотрены и удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица, в прокуратуру района разработаны и представлены проекты НПА в сфере противодействия коррупции.

Прокурор Краснотуранского района

советник юстиции Ю.Г. Кайнов

Добавить комментарий